Михаил Лабудин: «Промышленные технопарки – перспективный инструмент для обеспечения технологического суверенитета»

В рамках госпрограммы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» (постановление Правительства от 19.09. 2022 г. №1659) Минпромторг предоставит пяти регионам субсидии на создание и развитие инфраструктуры технопарков в сфере электронной промышленности общей суммой 2,57 млрд рублей на период с 2023 по 2025 год. Технопарки должны производить не менее 15 видов электронной продукции и создать более 1,6 тысячи рабочих мест к 2030 году. О том, как это повлияет на обеспечение технологического суверенитета, журналу RUБЕЖ рассказал директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Михаил Лабудин.

RU: Ассоциация, которую вы возглавляете, создана в 2011 году. Каковы ее цели и задачи сейчас, в 2023 году?

Михаил Лабудин: В первую очередь – содействие социально-экономическому развитию России, повышение ее конкурентоспособности, а также консолидация бизнеса и власти. Сейчас необходимо укреплять межрегиональные и международные кооперационные связи, создавать привлекательные условия для реализации инвестиционных проектов.

До 2024 года мы ставим перед собой следующие задачи:

  • увеличение количества членов Ассоциации до 155 из более чем из 60 регионов России;
  • участие в работе по реализации национальных проектов, инвестиционной и промышленной политики;
  • оценка инвестиционной привлекательности территорий с преференциальным и инфраструктурным режимом в соответствии c принципами ESG.

RU: Как развиваются и функционируют технопарки в России сегодня? Какие проблемы возникают в их деятельности, барьеры и каковы пути решения задач?

М. Лабудин: До появления федерального законодательства технопарки не имели определенных требований, и поэтому ситуация с ними была неопределенной с правовой точки зрения.

На сегодняшний день требования к технопаркам закреплены в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике», постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. № 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков». Согласно данной нормативно-правовой базе промышленные технопарки, соответствующие требованиям, могут претендовать на меры господдержки.

Для частных технопарков существует лишь одна мера поддержки в рамках ПП РФ №1325 (компенсация части затрат управляющей компании на создание и развитие инфраструктуры промышленных технопарков). Но и она доступна только для тех промышленных технопарков, которые располагаются в геостратегических регионах – субъектах Федерации с низким уровнем социально-экономического развития и моногородах.

Недавно в АКИТ РФ обратилась Ассоциация ЦФО, которая предложила распространить действие ПП РФ №1325 на все регионы, так как на данный момент ни один проект не получил возмещение в рамках данного постановления. АКИТ РФ поддержала эту инициативу и направила письмо в Минпромторг России на внесение изменений в этот механизм.

RU: Как промышленные технопарки и индустриальные парки способствуют снижению импортозависимости отечественного производства в сфере электронной промышленности?

М. Лабудин: Промышленные технопарки и индустриальные парки – это вспомогательная инфраструктура, которая способствует развитию предприятий и реализации импортозамещающих проектов, поскольку данная инфраструктура способствует сокращению издержек бизнеса.

Если мы говорим про электронную промышленность, то в 2022 году появилось постановление Правительства РФ №1659, согласно которому из федерального бюджета предоставляется до 900 млн рублей для создания и развития благоприятной инфраструктуры в сфере электронной промышленности. В рамках первичного отбора в 2022 году было выбрано 5 проектов промышленных технопарков из 5 субъектов РФ с общим объемом финансирования из федерального бюджета на сумму около 2,5 млрд рублей.

RU: Как Ассоциация оценивает условия импортозамещения и локализации производства: доступность капитала, наличие производственных мощностей, технологий, рынка сбыта?

М. Лабудин: В условиях санкций импортозамещение становится ключевым в вопросе достижения структурных эффектов обеспечения устойчивости экономики и технологического суверенитета. Универсальной политики для всех отраслей быть не может, требуются многомерные решения.

В кооперационных цепочках, которыми связаны предприятия-участники, предполагается выявление инвестиционных импортозамещающих проектов, реализация которых позволяет сократить зависимость от закупаемых за рубежом сырья, материалов, комплектующих. Для таких проектов в 2023 году внедрены новые меры поддержки, применение которых в полной мере обеспечит локализацию производства аналогов зарубежной продукции, необходимой для отечественной промышленности. Также стоит отметить, что эти меры поддержки открывают новые перспективы для участников промышленных кластеров, обеспечивают долгосрочный спрос для инновационной продукции, произведенной на внутреннем рынке, а также позволяют нарастить и экспортный потенциал потребителям из дружественных стран.

RU: Какие меры господдержки предусмотрены ПП №1119? Сколько предприятий ими воспользовались?

М. Лабудин: Это постановление предусматривает компенсацию части затрат субъекта Федерации на создание и развитие инфраструктуры промышленных технопарков. В 2022 году были внесены изменения в данный механизм. В перечень поддерживаемых объектов инфраструктуры были добавлены технопарки в сфере высоких технологий.

Также вдвое был увеличен подлежащий возмещению объем затрат на создание, модернизацию и реконструкцию объектов инфраструктуры:

  • для индустриальных парков – до 30 млн рублей на один гектар,
  • для промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий – до 120 тыс. рублей за 1 кв. м,
  • с 50 до 75% увеличится размер таких компенсаций для управляющих компаний частных парков.

Данным механизмом воспользовалось более 20 объектов промышленной инфраструктуры из 12 регионов. Общий объем компенсации составит более 35 млрд рублей.

RU: Что, на ваш взгляд, играет ключевую роль в формировании технологического суверенитета? И могут ли технопарки стать одним из якорей этого процесса?

М. Лабудин: В целях формирования полностью устойчивого технологического суверенитета можно определить ряд факторов, развитие и поддержка которых поможет достичь необходимого результата. Это: технологии для ключевых отраслей промышленности, наукоемкие кадры и возможность сокращения издержек на производствах при освоении продукции.

Промышленные технопарки выступают, скорее, хедлайнерами в вышеописанных аспектах. Более того, гармоничный симбиоз промышленной инфраструктуры и предприятий-участников промышленных кластеров может дать эффект синергии.

Предприятия, расположив свои производственные мощности на площадке технопарка, могут пользоваться условиями льготной аренды помещений, на выгодных условиях получать оборудование для проведения НИОКР, привлекать экспертов и научных сотрудников. И это далеко не полный перечень преференций, позволяющих снизить издержки.

Государство в свою очередь предоставляет меры поддержки для управляющих компаний, что также создает выгодные условия производителям. Таким образом, промышленные технопарки – это перспективный инструмент, с помощью которого возможно обеспечение технологического суверенитета в полной мере.

RU: Заинтересованы ли регионы в создании индустриальных парков?

М. Лабудин: Создание индустриальных парков в регионах способствует улучшению инвестиционного климата. Данный вид инфраструктуры предоставляет благоприятные условия для ведения бизнеса в виде готовой промышленной инфраструктуры. Также со стороны федеральных и региональных органов власти предоставляются разные инструменты для создания и развития данной инфраструктуры. Помощь оказывается по линии Минпромторга, Минэкономразвития и Минстроя России. Кроме того, предоставляются региональные налоговые льготы как для управляющих компаний индустриальных парков, так и для самих резидентов при реализации инвестиционных проектов на данных площадках.

RU: Какие условия и преференции существуют для создания и развития особых экономических зон (ОЭЗ) в регионах?

М. Лабудин: Преференции для ОЭЗ устанавливаются региональным законодательством. В частности, предоставляются льготы по уплате налога на прибыль (0%–13,5% на весь срок действия ОЭЗ), налога на имущество (0% на 10–15 лет), земельного налога (0% на 5–10 лет), транспортного налога (0% на 5–12 лет).

Также для ОЭЗ, на территории которых созданы свободные таможенные зоны (приказ ФТС от 30.04.2015 г. №817), и резиденты, товары которых проходят через процедуру свободной таможенной зоны, не облагаются НДС.

Регионы могут сами инициировать создание ОЭЗ, найти потенциальных резидентов с достаточным объемом инвестиций и предоставить земельные участки для размещения этих потенциальных инвесторов.

RU: С 1 января 2023 года по поручению президента запущены новые параметры работы кластеров. Как изменились условия для работы предприятий и подготовленных производственных площадок в рамках данного поручения? 

М. Лабудин: Льготный режим промышленных кластеров существенно изменит их деятельность. Во-первых, разработана нормативная правовая база, регулирующая деятельность промышленных кластеров и специализированных организаций. Вступили в силу новые редакции постановления Правительства №779 и постановления Правительства №41. Так, проводя сравнительный анализ требований постановления Правительства №779 в прежнем варианте и новом, можно заключить, что снизились минимальные маркеры к количеству участников с 10 до 5. Также исключено требование по наличию образовательной и технологической инфраструктуры в рамках промышленного кластера. В вопросе администрирования кластера тоже наблюдаем изменения – теперь роль специализированной организации может исполнять региональный Фонд развития промышленности.

С точки зрения ответов на глобальные вызовы теперь в промышленном кластере необходимо заявить не менее трех проектов по производству импортозамещающей промышленной продукции. Их роль отдельно отмечал президент в ежегодном послании Федеральному собранию.
Можно с уверенностью сказать, что для участников промышленных кластеров открывается возможность получения широкого спектра льгот. Сам статус участника промышленного кластера дает доступ к льготному кредитованию по ставке 5,25% до 100 млрд рублей на реализацию инвестиционных проектов. На покупку стартовой партии промышленной импортозамещающей продукции можно получить субсидию до 150 млн рублей, а при наличии федерального СПИК 1.0 допускается снижение страховых взносы до 7,6%. Также для всех без исключения участников кластера допускается применения процедур таможенного и налогового мониторинга.

RU: Как совершенствуется нормативная база создания и развития технопарков России?

М. Лабудин: Ежегодно Правительством РФ обновляются и создаются новые механизмы поддержки объектов промышленной инфраструктуры. В 2022 году были внесены изменение в постановление Правительства РФ №1119 и 1325, которые позволили увеличить объемы возмещения. Также был разработан новый механизм поддержки промышленных технопарков, направленной на сокращение издержек при реализации инвестиционных проектов в сфере электронной промышленности в соответствии с постановлением Правительства РФ №1659, который предусматривает предоставление до 900 миллионов рублей из федерального бюджета на создание, реконструкцию и модернизацию объектов промышленной и технологической инфраструктуры.

В 2023 году будет утвержден новый механизм поддержки в виде предоставления грантов из бюджета в форме субсидий на создание и развитие агропромышленных технопарков в целях внедрения в агропромышленный комплекс современных технологий.

Кроме того, в ближайшее время в федеральном законе о промышленной политике появится понятие «технопарк в сфере высоких технологий», что откроет возможности в разработке новых инструментов поддержки.