Директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России — о развитии преференциальных зон в регионах Черноземья, создании кластеров в Тамбовской области, кадровой политике Ассоциации и помощи новым территориям — Михаил Александрович, вы работаете в Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России с момента ее появления. Какие достижения Ассоциации за время ее существования вы считаете главными? — Я работаю в Ассоциации с момента ее создания в 2011 году. В то время это была совсем небольшая компания, образованная на базе 12 технопарков в сфере высоких технологий. За эти годы мы прошли длинный и интересный путь эволюции. Сегодня АКИТ объединяет более 120 организаций, расположенных на территории 50 субъектов Российской Федерации. Объем продукции, выпускаемой резидентами технопарков, кластеров, индустриальных парков, особых экономических зон, которые входят в состав нашей Ассоциации, достигает 1,5 трлн рублей в год. Стоит отметить, что это 1,2% ВВП страны. Еще один ключевой момент, за который постоянно отчитываемся перед нашим сообществом — это то, как мы помогаем членам Ассоциации. Во-первых, возросло количество федеральных и международных площадок, на которых мы представляем Ассоциацию и организации, входящие в ее состав. А во-вторых, только за последние два года более 2 млрд рублей внебюджетных и бюджетных инвестиций были привлечены в деятельность и проекты членов АКИТ. Мы не останавливаемся на этом и, конечно же, планы на будущее у нас грандиозные. — Должность директора АКИТ вы занимаете с конца апреля 2023 года. Было ли это назначение для вас неожиданным? Как вы планируете выстраивать дальнейшую работу Ассоциации? — 21 апреля на общем собрании был поднят вопрос о назначении руководителя. Было, конечно же, очень приятно увидеть единогласную поддержку моей кандидатуры со стороны коллег. Новый пост предполагает огромную ответственность — все, что делалось до этого, нужно совершенствовать и развивать. Спасибо членам Ассоциации за такой выбор и поддержку. Моя задача — оправдать возложенную на меня ответственность. — Планируете ли кадровые перестановки? Ведь когда приходит новый руководитель, он собирает команду «под себя», чтобы со всеми было комфортно работать. — Считаю, что одна из серьезных проблем в управлении любой организацией, когда приходят новые руководители и начинают зачистку, изменение состава команды, а должна быть преемственность, развитие уже наработанного. Второй момент, на который обращу внимание, учитывая то, что сам имел непосредственное отношение к формированию кадрового состава нашей команды на посту первого заместителя директора Ассоциации: я прекрасно понимаю и знаю, чего от каждого члена команды можно ожидать, какими компетенциями они обладают, какими навыками, какая у них результативность. Безусловно, совершенствовать кадровый состав команды мы будем, потому что люди — это живой организм: кто-то устает, кто-то идет на повышение. К слову сказать, многие выходцы из нашей команды на протяжении последних лет дослужились до сотрудников Минэкономразвития Российской Федерации, сотрудников Министерства промышленности, а также имеют связи в регионах. Поскольку мы являемся ассоциацией федерального уровня, занимаемся насущной для бизнеса и для экономики проблематикой, наши сотрудники востребованы во всех правовых органах, в органах государственной власти, в крупном бизнесе. Продвижение наших людей дальше по карьерной лестнице мы не ограничиваем. Со своей стороны я обязан создавать все необходимые условия для команды, для своих сотрудников, чтобы показывать нужный стране результат. Члены Ассоциации всегда были сторонниками того, что взращивание кадров происходит непосредственно внутри организации. К нам приходит младший состав специалистов, дорастает до заместителей директоров и руководителей подразделений, а мы людей всецело поддерживаем в их стремлениях, создаем для них все возможные условия. При этом задача у всех одна — высокие результаты деятельности организации. Считаю, что мы развиваем кадровую политику правильно, потому что у нас сформирована прочная команда профессионалов. Деятельность как самой команды, так и Ассоциации нужно совершенствовать. Для этого мы на ежегодной основе организуем повышение квалификации сотрудников, выделяя на это немалые средства. Задача каждого руководителя подразделения — определить, в каком направлении сотруднику нужно двигаться, как повышать свои навыки и компетенции. Мы обучаем людей, совершенствуем их знания, внедряем нововведения, повышающие активность и качество работы, периодически собираемся и проводим образовательные семинары. Кадровая работа очень важна для нас, стараемся вести ее эффективно, людьми не разбрасываемся, ценим сотрудников. — Недавно стало известно, что в Тамбовской области появятся промышленные кластеры. Расскажите об этом, пожалуйста. Каков, на ваш взгляд, потенциал Тамбовской области? — В Тамбовской области порядка 17% от общего числа населения региона занято в сфере промышленности. Этот важный сектор экономики есть, и он развивается, хотя до Нижегородской или Свердловской областей нам еще далеко. Основные направления, которые мы выделили для себя — радиоаппаратура, металлургия, химия, электрооборудование и легкая промышленность. За счет промышленных предприятий области обеспечивается более трети налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней. Выгодное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура, а также эффективная реализация инвестиционной политики, направленная на создание комфортных условий для бизнеса и привлечения инвестиций, позволяют говорить о значительных перспективах субъекта. Тем не менее, промышленные кластеры как инструмент территориального развития промышленности являются необходимыми. Они способствуют эффективному взаимодействию с бизнесом, повышению инвестиционной привлекательности региона, расширяют возможности для притока инвестиций, а также увеличивают поступления в бюджет налоговых отчислений от реализации импортозамещающих проектов. Буквально в середине апреля мы начали взаимодействие с Тамбовской областью. Провели практическую сессию с целью выявления перспективных направлений инвестиций и кооперации, выстраивания работы, направленной на разъяснение мер поддержки и требований промышленных технопарков и кластеров, оптимизации расходов, переориентации инвестиционных проектов. Отмечу, что при планировании развития кластеров в том или ином регионе мы всегда отталкиваемся от отраслей, которые уже развиты и имеют соответствующие предприятия. Именно от них начинаем выстраивать кооперационные цепочки, помогать руководству региона формировать те компетенции, которые позволят внедрить меры государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Важным аспектом при создании кластеров является межрегиональная кооперация, взаимодействие местных предприятий в рамках своей текущей деятельности с предприятиями других субъектов Российской Федерации. По итогам практической сессии определено шесть потенциальных промышленных кластеров на территории региона. Это Машиностроительный кластер, Промышленный кластер радиоаппаратуры и электрооборудования, Промышленный кластер строительных материалов и оборудования, Промышленный кластер металлургии и металлических изделий, Кластер легкой промышленности, а также Химический промышленный кластер. Самое главное, чтобы у бизнеса и у правительства не исчезло желание дальше развивать это направление. На сегодня на территории региона нет ни одного промышленного кластера или индустриального парка, поэтому будем всячески оказывать поддержку Тамбовской области. — Уточняющий вопрос. Если все сложится, сколько времени может занять процесс по созданию новых кластеров? — В среднем формирование одного промышленного кластера занимает от двух до трех месяцев, включая те сроки, которые предусмотрены Министерством промышленности на внесение кластера в реестр. То есть, если регион примет активную позицию с точки зрения оформления документов, кластер может быть создан в течение одного квартала. — Если говорить о преференциальных зонах, созданных в регионах Черноземья, кого бы могли отметить или похвалить? Обычно все говорят об ОЭЗ «Липецк». — ОЭЗ «Липецк» — одна из передовых управляющих компаний. Это значит, что правительственная команда региона действительно помогает, поэтому Липецкая область занимает высокие места в рейтинге особых экономических зон. По результатам 2022 года в VI Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности ОЭЗ ППТ «Липецк» впервые заняла первое место среди ОЭЗ промышленно-производственного типа в России. Это высокий показатель, большая заслуга и команды губернатора, и самой управляющей компании. На территории ОЭЗ улучшились условия для ведения предпринимательской деятельности, управляющая компания повысила информационную открытость сайта ОЭЗ, а также стала лидером по показателю «Промышленная революция 4.0. Особая экономическая зона «Липецк» стала одной из первых площадок в России, внедряющих ESG-модель, а также одной из трех пилотных площадок, отрабатывающих вопрос достижения углеродной нейтральности. В скором времени управляющая компания ОЭЗ представит свой первой отчет об устойчивом развитии, проведет стратегические сессии по ESG, разработает стратегию устойчивого развития. Помимо этого, в регионах Черноземья созданы еще две ОЭЗ — ОЭЗ ППТ «Центр» в Воронежской области и «Третий полюс» в Курской области. Например, ОЭЗ ППТ «Третий полюс» была создана только в 2022 году, в связи с чем на территории ОЭЗ идут работы по оснащению территории инфраструктурой, и по этой причине пока невозможно оценить инвестиционную привлекательность самой площадки. ОЭЗ ППТ «Центр» появилась в 2018 году, там на данный момент идет загрузка резидентами. Минэкономразвития России в рамках оценки эффективности функционирования ОЭЗ за 2021 год представила результаты ОЭЗ ППТ «Центр» по заполняемости площадки на уровне 60%. Для молодой ОЭЗ это является очень хорошим показателем. — Какие регионы сегодня заинтересованы в создании ОЭЗ и технопарков? — На сегодня такой инструмент, как особые экономические зоны, представляющие собой территорию с преференциальным режимом, в основном появляются в центральной части России. Здесь наблюдается наибольший приток инвесторов, которые готовы размещать свои производства в особых экономических зонах с целью снижения издержек при реализации инвестиционных проектов на 30-40% за счет готовой инфраструктуры и преференциального режима. Особые экономические зоны планируются к созданию в таких регионах как Белгородская и Челябинская области, Республика Марий Эл, к расширению планируются ОЭЗ ППТ «Титановая долина» и ОЭЗ ППТ «Липецк», где на сегодня уже есть запросы потенциальных инвесторов. Что касается технопарков, в основном такие площадки создаются на основе уже существующих производственных площадок, так называемые brownfield. В создании технопарков могут быть заинтересованы области, где они отсутствуют, так как наличие технопарков на территории субъекта повышает инвестиционную привлекательность региона. На данный момент планируется создание промышленных технопарков в сфере электронной промышленности за счет получения субсидии в размере до 900 млн рублей. В связи с этим в Тамбовской области правительством субъекта прорабатывается вопрос о создании такого технопарка, а в Курской области планируется создание промышленного технопарка в сфере электронной промышленности «Совтест». — В состав РФ вошли новые территории. Как планируете выстраивать работу там? Будет ли организовано кураторство регионов-лидеров Ассоциации над новыми регионами? — Вопрос очень актуальный. Новым территориям однозначно планируем помогать, будут шефы по линии технопарков, по линии кластеров. Этот вопрос мы уже обсуждали на общем собрании членов нашей Ассоциации. Они готовы продемонстрировать модели лучших практик, показать, как все работает в Российской Федерации. Что касается проблематики, она уже выявлена. В первую очередь, это проблемы юридического характера. Все эти годы Луганская, Херсонская и Донецкая области, Запорожье работали в разных правовых полях. Сейчас идет переходный период, который направлен на то, чтобы унифицировать законодательство, нормативно-правовые акты, требования, подходы, меры поддержки. Пятый федеральный конституционный закон определяет, что по основным ключевым параметрам, особенно наиболее трудоемким, работы должны закончиться в 2025 году. Но бизнес не стоит на месте, экономика должна развиваться. К сожалению, это не быстрый процесс. Если мы хотим создать технопарк или индустриальный парк на территории новых регионов, мы этого не сможем сделать так же быстро, как в других регионах. Вопросы простые и даже банальные: нет кадастрового учета земельных участков и объектов недвижимости, что не позволяет создать промышленный технопарк или индустриальный парк в соответствии с требованиями действующего законодательства в России. Нет возможности внесения в федеральный реестр, а это значит, что преференциальная зона не может получать меры господдержки, как другие инвестпроекты, расположенные на территории РФ. В рамках проведения экспертного совета комитета по промышленности и торговле по развитию промышленной инфраструктуры и заседания комиссии Бюро Высшего совета партии «Единой России» по опережающему социально-экономическому и научно-технологическому развитию Ассоциацией был разработан и предложен перечень необходимых изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие требования к мерам государственной поддержки индустриальных парков, промышленных технопарков и промышленных кластеров для новых субъектов РФ. По итогам проведения данных мероприятий уже разработан проект Федерального закона о внесении изменений в ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» в части упрощения требований к созданию и реализации проектов промышленных кластеров, промышленных технопарков и индустриальных парков на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области. Надеюсь, что этот документ скоро будет рассмотрен и принят, что позволит нам активно включиться в работу с новыми территориями. Отвечая на вторую часть вашего вопроса, скажу, что мы не стоим на месте, не сидим и не ждем, когда же эти изменения будут внесены. Сейчас ведется активная работа по возобновлению технологических производственных цепочек, которые были разорваны в период нашего отсутствия и взаимодействия как единой страны. То есть в Советском Союзе, когда у нас была плановая экономика, мы все работали четко и слажено. Ассоциация уже ведет подобную работу, а именно осуществление коммуникации и координации промышленных предприятий новых субъектов РФ в рамках межрегиональных промышленных кластеров. Налажено сотрудничество с промышленными предприятиями Чувашской Республики, например, таким, как Чебоксарский электроаппаратный завод, с компаниями, уже входящими в состав промышленных кластеров Республики Башкортостан, а также с производителем электродвигателей ООО «ТоргИнвест» из Кемеровской области. Помимо этого, продолжаем рабочие поездки на новые территории. Видим большой запрос от бизнеса, от членов Ассоциации с точки зрения реализации проектов, поэтому ни в коем случае не оставим наших коллег, будем всячески им помогать.