Механизм для импортозамещения: кластерам нужны 50% господдержки

В России работает несколько крупных энергетических кластеров, предприятия которых не только выпускают отечественную продукцию для отрасли, но и субсидируются государством, а это в нынешних условиях большой плюс. Хотя именно сейчас бизнес говорит, что утвержденной несколько лет назад господдержки уже недостаточно, ее нужно увеличить хотя бы в полтора раза. Только в этом случае можно заинтересовать частных инвесторов вкладывать средства в развитие российского бизнеса.

О сложившейся ситуации «ЭПР» рассказал глава Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Андрей Шпиленко.

Как известно, Министерство промышленности и торговли РФ совместно с Ассоциацией кластеров, технопарков и ОЭЗ России обсудили возможность формирования цепочек поставок сырья, материалов и комплектующих с использованием механизмов господдержки кластеров. О чем идет речь?

— О механизмах, которые улучшают данные цепочки. Так, в 2015 году в рамках Федерального закона «О промышленной политике» в разделе «Инструменты развития территорий» отмечено, что основными инструментами развития территорий в том числе являются промышленные кластеры. Так вот, в понимании Минпромторга, промышленные кластеры — это описание существующих производственных связей между предприятиями.

В 2015 году Минпромторг дал сигнал бизнесу — формировать свои производственные цепочки для создания конечного продукта. То есть описать, чего не хватает в этой цепочке, а государство в свою очередь будет компенсировать затраты тому инвестору, который станет «недостающим» звеном.

Важно не путать с кластерами, которые создавало Министерство экономического развития РФ, они назывались инновационными территориальными кластерами, стихийно созданными ассоциациями или задекларированными компаниями, где отсутствовала четкая программа развития и господдержка, стимулирующая выпуск продукции.

Минпромторг это учел. Осознавая, что в наших производственных цепочках была львиная доля иностранных комплектующих (60–80%), ведомство приняло решение запустить механизм промышленных кластеров в пределах одного или нескольких субъектов РФ. Это значит, что, выпуская элегазовую продукцию или подстанции, предприятие буквально описывает, где находится производство, у кого покупаются комплектующие, и так разворачивается цепочка до исходного сырья. Именно эта цепочка называется промышленным кластером. Для Минпромторга было важно на каждом этапе увидеть объемы сырья, комплектующих, материалов иностранного производства, что участвовали в производственной деятельности.

Выявляя эту потребность, ведомство давало возможность каждому предприятию или инвестору получать компенсацию понесенных затрат на реализацию проектов по импортозамещению. При этом Минпромторг установил требования: в кластере могут участвовать не менее 10 предприятий. Ведомство должно было удостовериться, что эти предприятия есть на самом деле, они выпускают требуемую продукцию и между предприятиями установлен уровень кооперации — от 5 до 20%. Туда не могли попасть торговые дома, посредники, вымышленные поставщики и даже потенциальные проекты.

И, наконец, самое важное условие. В случае соответствия промышленного кластера требованиям, которые установлены Правительством РФ, каждое предприятие, независимо от того, в каком субъекте РФ находится, автоматически получает статус промышленного кластера и возможность субсидировать понесенные затраты на реализацию импортозамещающих проектов.

Этот механизм уникален тем, что дает возможность региону в рамках своих межотраслевых цепочек привлекать как свои компании, так и потенциальных инвесторов, на которых также будут распространяться меры господдержки. А именно, компенсация понесенных затрат на реализацию инвестпроекта до 30% (или до 300 млн рублей в денежном эквиваленте) на всех стадиях жизненного цикла — от разработки до постановки на производство.

Как вы считаете, 30% — это большая сумма или нет?

— Нет. С Минпромторгом мы как раз и обсуждали, как улучшить механизм промышленных кластеров. И мы считаем, что 30-процентная компенсация затрат объемом до 300 млн рублей (и этого мнения придерживается большинство субъектов РФ) абсолютно не коррелируется с нынешней ситуацией.

Дело в том, что этот механизм — точечный. Как вы думаете, сколько будет стоить строительство завода с «нуля» по производству сырья для промышленности? От 6 до 10 млрд рублей за проект, а «потолок» компенсации затрат — 300 млн рублей. Это крайне мало для хорошего кластера с большим потенциалом.

При этом еще в 2015 году было принято решение о 50-процентной компенсации, но в 2020 году Министерство финансов РФ сократило эту долю до 30% и 300 млн рублей. И теперь мы сталкиваемся с тем, что бизнес готов вкладывать деньги, но ему необходимо помочь преодолеть порог вхождения в бизнес. А для этого нужна в том числе и государственная поддержка. К примеру, производство комплектующих для энергетики, условно, за 500 млн рублей невозможно построить. Такие производства требуют миллиардных вложений, потому что отечественных технологий нет и их надо разрабатывать.

Вопрос должен трактоваться по-другому. В России активно развиваются и формализуются промышленные кластеры, развиваясь в рамках кооперационных цепочек. Они получают аккредитацию в Минпромторге с тем, чтобы участники этих кластеров получили возможность выпускать импортозамещающую продукцию. Но чтобы улучшить деятельность этих кластеров, надо наделить их новыми мерами поддержки для большей эффективности импортозамещения, а также описать, какой импортной продукции лишились российские производители, как и насколько ее заместить, и что нужно бизнесу для того, чтобы войти в кооперационные цепочки. Полагаю, что компенсация должна вырасти до 50% понесенных затрат, желательно без «потолка» конкретной суммы (или хотя бы вернуть, как было, 500 млн рублей).

То есть господдержка необходима?

— У энергетиков, инвесторов и крупных компаний есть в наличии денежные средства на реализацию своих проектов. Они могут закупать элементы или комплектующие и производить их самостоятельно. Проблема электротехнических кластеров РФ в том, что мы знаем потребности в закупке комплектующих, но никто их не укрупняет, это не так выгодно инвестору.

Простой пример: условно, для электростанций нужно 10 энергоблоков, каждый стоимостью 100 млн рублей и сроком эксплуатации 10 лет, которые выпустит завод стоимостью в 10 млрд рублей, если строить его «с нуля». Когда вы посчитаете срок окупаемости такого завода, то он будет равен 100 годам. Вместе с тем, достаточно много кластеров уже сформировано в регионах РФ. У каждого есть так называемая специализированная организация, цель которой — сбор, анализ и укрупнение потребностей предприятий в комплектующих, сырье и материалах.

Минпромторг запустил Методическую программу, которая помогает регионам формировать кластеры, научить руководителей определять на каждой стадии развития кластера потребность в комплектующих и материалах и варианты их замещения. Эта программа уже создана и начнет реализацию в июне 2022 года. Уже сейчас Межрегиональный нефтегазовый кластер Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа соответствует требованиям Правительства РФ и получает поддержку государства.

Межрегиональный кластер электронных приборов, материалов и компонентов в Ставропольском крае и Белгородской области: компании находятся в двух регионах, но они взаимосвязаны, в том числе и по выпуску энергетического оборудования.

Достаточно интересный — электротехнический кластер «Курск», выпускающий модульные автоматические выключатели, выключатели нагрузки, автоматические выключатели в литом корпусе: сюда входят более 10 промышленных предприятий, и они тоже пользуются государственной поддержкой.

Образцом для подражания стал электротехнический кластер Псковской области. Его уникальность в ключевых предприятиях — ЗАО «Зета» и ЗАО «Зета Газовые технологии», выпускающих элегазовую продукцию. Собственники кластера проводят аудит мощностей, которые находятся в кооперационных связях с ними и выявляют потребности в оборудовании и комплектующих. И они смогли за последние два года реализовать проекты по выпуску электротехнической продукции напряжением 110/120 кВ, получили поддержку в размере 271 млн рублей, разработали и освоили производство современных выключателей газонаполненных колонковых и дугогасительных камер для энергообъектов 330–500 кВ. Объем инвестиций в этот проект составил 476 млн рублей, из них субсидии на компенсацию затрат — 215 млн рублей. В прошлом году электротехнический кластер Псковской области отправил на конкурс импортозамещающий проект, который был поддержан, по разработке и освоению производства измерительных элегазовых трансформаторов на напряжение 330–500 кВ. Стоимость этого проекта — 966 млн рублей, субсидия — 401 млн рублей. Вот как это работает.

Это хорошие результаты или все-таки «капля в море»?

— Это образец для подражания, но совершенно верно — капля в море. Российский бизнес находится пока в свободном плавании — он сам пытается найти импортозамещающие ниши, рано или поздно это будет сделано, но это очень дорогая аналитическая работа. Я считаю, что в нынешнее время такой путь — преступный, потому что отечественная продукция нужна всем отраслям, энергетике в первую очередь. Поэтому очень важна роль регионов, где созданы кластеры, — а это 50 субъектов РФ. Не хватает лишь системной работы в регионах, позволяющей провести аналитику формирования кластеров, объединить всю информацию и довести ее до бизнеса.

В этом году мы имеем старые запасы, параллельно ищем аналоги в дружественных странах. Но это не должно стать очередным европейским крючком, на котором мы долго сидели. Эту меру надо рассматривать как временную и активно заниматься развитием собственных предприятий, которые могут получить меры государственной поддержки.

 Источник: «Энергетика и промышленность»