Андрей Шпиленко: Промышленные кластеры повышают привлекательность регионов

Создание промышленных кластеров сегодня является важнейшим инструментом промышленной политики России. Среди экономистов отношение к этой мере неоднозначное: одни считают, что это наконец позволит восстановить разорванные хозяйственные связи между предприятиями. Другие – что это возвращение к практике субсидирования не очень эффективных предприятий государством. Кто же прав? О том, что такое промышленные кластеры и зачем они нужны, «Инвест-Форсайт» беседует с директором Ассоциации кластеров и технопарков России Андреем Шпиленко.

Что такое промышленный кластер?

– Андрей Викторович, простой вопрос: зачем нужны кластеры? Казалось бы, любое предприятие ищет себе партнеров на рынке. Какую роль государство может сыграть, искусственно стимулируя кооперационные связи между предприятиями? 

– После 1991 года, разорвав эффективно функционирующие десятилетиями кооперационные связи между промышленными предприятиями, отказавшись от развития и поддержки академической среды, открыв рынки и пустив в страну катастрофический объем импортных товаров (зачастую крайне низкого качества), мы запустили процесс разрушения экономики. При этом данные процессы сопровождались отсутствием у государства целенаправленной политики по развитию отечественной промышленности. Исключением являлись добывающие отрасли промышленности, в первую очередь нефтегазодобыча. Данные процессы неминуемо привели к критической зависимости экономической системы России от поступления в бюджет нефтегазовых доходов, технологической деградации большинства высокотехнологичных отраслей промышленности, их технологической зависимости от импорта сырья и материалов. Наличие устойчивого спроса на мировом рынке на углеводородное сырье при его высокой стоимости до последнего времени не требовало незамедлительного решения задач по развитию в стране обрабатывающих отраслей промышленности, относящихся к современным технологическим укладам и являющихся ядром экономики во всех промышленно развитых странах.

В то время как во многих странах мира активно реализовывалась промышленная политика, направленная на развитие современных и высокотехнологичных отраслей промышленности для встраивания предприятий в глобальные цепочки добавленной стоимости, вектор развития нашей промышленности был направлен во многом в сторону добывающих отраслей с целью дальнейшей поставки производимой ими продукции на экспорт. Развею еще один распространенный миф, будто на Западе или в странах АТР кто-то целенаправленно ждет прихода российских предприятий с целью выстраивания с ними международных цепочек добавленной стоимости. Дело в высоких барьерах входа на зарубежные рынки, большинство из которых связаны с наличием мер протекционизма.

Переломным моментом стало принятие Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», целью которого стала разработка действенных инструментов развития промышленности. В рамках закона был дан четкий сигнал бизнесу: пора воссоздавать кооперационные связи и ускорять выпуск новых конкурентоспособных и востребованных видов продукции. При этом в законе было написано, что одним из основных инструментов региональной промышленной политики России являются промышленные кластеры.

Президентом РФ Владимиром Путиным в ходе заседания Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам 24 октября 2018 года было отмечено: в предстоящие годы страна должна совершить настоящий прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере. Президент подчеркнул необходимость укрепить конкурентоспособность страны, добиться лидерства в тех сферах, которые определят будущее России и всего мира. При решении задач развития нужно привлекать технологии, специалистов, выстраивать кооперационные цепочки, прежде всего опираясь на собственную технологическую, кадровую, производственную базу. Именно использование механизма промышленных кластеров позволяет решать задачи, поставленные руководством страны.

Промышленный кластер – это цепочка предприятий, которые находятся в кооперационных связях. Уже достаточно тяжело вытеснять иностранные комплектующие. А вы знаете, что почти в каждом российском товаре от 50% до 90% иностранных комплектующих? Для снижения критической зависимости от импорта сырья, деталей и комплектующих, формирования научно-технологического задела в различных отраслях промышленности и повышения уровня локализации производства государство приняло решение о поддержке предприятий – участников промышленных кластеров, реализующих инвестиционные проекты. В настоящее время формирование и развитие промышленных кластеров рассматривается в качестве одного из ключевых инструментов повышения инвестиционной привлекательности России и ее регионов, массового внедрения передовых производственных технологий, локализации производства и реализации новых инвестиционных проектов. Поддержка предоставляется в виде субсидирования до 50% ранее понесенных затрат в течение 5 лет.

– Любых затрат?

– Промышленный кластер позволяет субсидировать затраты на всех стадиях жизненного цикла производства промышленной продукции: от разработки до постановки на серийное производство. Есть огромный перечень затрат, которые осуществляют инвесторы при производстве нового продукта, включающей разработку конструкторской документации, прототипов, производство опытных партий продуктов, приобретение технологической оснастки для машин и оборудования, сертификацию продукции, проценты по лизинговым платежам и целевым кредитам, взятым на строительство производственных мощностей, приобретение оборудования и др. Наличие такой меры поддержки позволяет ускорить процесс выпуска новых востребованных видов продукции, снизить ее себестоимость, а также создать дополнительные стимулы для повышения инвестиционной активности бизнеса.

Для сравнения, представьте, что сейчас мы, например, покупаем какую-то комплектующую или агрегат за рубежом. Наш инвестор говорит: «Да, я готов локализовать ее производство». При прочих равных без мер государственной поддержки инвестировать деньги в создание завода будет менее экономически целесообразно, потому что наш зарубежный партнер уже имеет готовые технологические решения, производственные мощности, сертификаты и др. Чтобы на равных конкурировать с иностранным производителем по качеству выпускаемой продукции, ее себестоимости и потребительским свойствам, необходимо для отечественных производителей создавать особые преференциальные условия для осуществления производственной деятельности. Именно поэтому государство в рамках механизма промышленных кластеров подставляет финансовое плечо и до 50% снижает нагрузку на реализацию новых инвестиционных проектов. Хочу отдельно подчеркнуть: промышленные кластеры – это не только механизм, создающий возможность обеспечения высокого уровня локализации компонентой и сырьевой базы на территории нашей страны, но и создание по-настоящему конкурентоспособной экспортоориентированной продукции, позволяющей отечественным производителям закрепиться на глобальных рынках.

Какие задачи решают кластеры

– Какие цели преследует создание кластеров? Какие преимущества дает их создание?

– Механизм промышленных кластеров позволяет решить целую серию задач. Прежде всего ответить на вопрос об инвестиционной привлекательности регионов России. Потому что создав промышленный кластер и формализовав уже сложившиеся кооперационные цепочки, вы получаете возможность анализировать каждый технологический передел производства продукции и выявлять реальную потребность предприятий в производстве различных изделий и комплектующих – на каком из них критична доля импортных комплектующих, на каком отсутствует та или иная технология. Регион не просто приглашает потенциальных инвесторов, а четко отвечает на вопрос о том, в производстве какой промышленной продукции проявляет особую заинтересованность региональный бизнес, какой объем инвестиций необходимо привлечь в проект и, самое главное, кто будет приобретателем продукции. Это условно можно сравнить с Госпланом: вы сверху видите на межотраслевом уровне существующие производственные и технологические проблемы и что необходимо сделать, чтобы они были своевременно решены. Для бизнеса самое главное – получить ответ на следующие ключевые вопросы: объем необходимых инвестиций, емкость рынка и непосредственные потребители.

Не забывайте о том, что формируя в российском регионе промышленный кластер, вы одновременно повышаете его инвестиционную привлекательность за счет создания более благоприятных условий для реализации предпринимательской деятельности. Ведь не секрет, что любой промышленник, любой инвестор постоянно ищет, куда наиболее эффективно вложить деньги. Соответственно, проекты, которые раньше были нерентабельны, с высоким сроком окупаемости, становятся более привлекательными для инвесторов. Инвестор понимает: если он создаст завод, который будет находиться в кооперационной цепочке, то государство готово его поддержать и вернуть до 50% понесенных затрат. Как минимум несколько крупных представителей бизнеса пошли по этому пути. Раньше их проекты были нерентабельны – с поддержкой кластера они смогли снизить срок окупаемости и ускорить вывод на рынок нового продукта. И, конечно, мы решаем вопрос с привлечением инновационных разработок вузов и научно-исследовательских центров. Если вы – бизнес и вам нужна разработка, обращайтесь в любой вуз, научно-исследовательский центр, заказывайте разработку, оплачивайте, а государство 100% компенсирует затраты на эти разработки.

Результаты кластерной политики

– Можно ли подвести какие-то итоги проводимой кластерной политики?

– Как я говорил ранее, в период с 2016 года по настоящее время в реестр Минпромторга России было включено 43 промышленных кластера (17 из которых в 2018 году), в которых осуществляют деятельность более 600 промышленных предприятий (в том числе такие технологические лидеры, как Группа «ГАЗ», АО «Арнест», АО «Улан-Удэнский авиационный завод», АО «Монокристалл» и другие), имеющих плотную производственную кооперацию. Объем выпускаемой продукции данных предприятий превышает 1,3 трлн рублей, что составляет 1,4% от ВРП России. За период функционирования данного механизма было поддержано 24 совместных проекта. В 2016 и 2017 годах конкурсной комиссией были отобраны 7 совместных кластерных проектов (реализуемые 14 промышленными предприятиями) сметной стоимостью 3,2 млрд рублей, заключены договоры о предоставлении субсидий на весь срок реализации проекта (не более 5 лет) и предоставлены субсидии на сумму свыше 600 млн рублей. Все проекты направлены на локализацию производства уникальной (в том числе ранее не производимой на территории страны) продукции из отраслевых планов импортозамещения и будут завершены до 2020 года. С каждым годом востребованность в данном инструменте государственной поддержки промышленных предприятий возрастает, что подтверждается количеством поданных заявок в Минпромторг России, а также числом поддержанных проектов.

В рамках конкурсного отбора в 2018 году были рассмотрены 26 проектов, из которых 17 проектов стоимостью 18,5 млрд рублей были одобрены. Господдержка составила 4,6 млрд рублей – это 25% от стоимости проектов. Объем кооперации между инициаторами проектов до конца 2022 года вырастет на 11,3 млрд рублей, что подтверждается договорами и соглашениями о намерениях между участниками промышленных кластеров, вовлеченными в реализацию совместных проектов. А объем налоговых отчислений увеличится на 10,3 млрд рублей. На 1 рубль субсидии прирост объемов кооперации с участниками кластера увеличится на 2,4 рубля, экспорт увеличится на 2,8 рубля, налоговые поступления в федеральный бюджет увеличатся на 2,2 рубля. Реализация проектов также способствует диверсификации структуры промышленности моногородов, пространственному развитию экономики регионов России, а также повышению уровня загрузки инженерной, инновационной и транспортно-логистической инфраструктуры, созданной за счет средств федерального бюджета.

Например, совместный проект «Организация импортозамещающего и экспортоориентированного производства алюминиевых баллонов и аэрозольных комплектующих» реализуется на территории моногорода Невинномысск (Ставропольский край), а совместный проект «Организация производства ПАН-волокна» – на территории ОЭЗ ППТ «Алабуга» (Республика Татарстан). Три совместных проекта из поддержанных в 2018 году капиталоемкостью 9,4 млрд рублей являются межрегиональными, что способствует укреплению кооперационных связей между предприятиями, функционирующими в границах разных субъектов Российской Федерации.

Деятельность промышленных кластеров способствует решению задачи, поставленной президентом Российской Федерации, по созданию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) и повышению реальных зарплат на 40-50%. Средняя стоимость создания одного ВПРМ в промышленном кластере составляет 1,34 млн рублей, в то время как в России – 7,1 млн рублей (данные Росстата). Благодаря реализации данных проектов будет создано более 4885 высокопроизводительных рабочих мест, из которых 3200 – вновь созданные, также будет увеличен объем производства на предприятиях-инициаторах проекта на 72,5 млрд рублей, а экспорта востребованной высокотехнологичной продукции – на 13,7 млрд рублей. Цифры говорят сами за себя. То есть мы с вами видим и прямой эффект, и огромный косвенный.

– А какой регион вы бы похвалили за особую активность в создании кластеров?

– Конечно, мне хочется отдать пальму первенства Ставропольскому краю. На сегодняшний день он – один из уникальнейших регионов, который пошел по пути кластерного развития. Созданы два межрегиональных кластера «Национальный аэрозольный кластер» и «Кластер электронных приборов, материалов и компонентов» на территории Ставропольского края и других субъектов Российской Федерации. Они очень активны. Даже если у них не хватает предприятий, чтобы выполнить количественные требования правительства, они активно смотрят на другие регионы – куда бы им войти. Это правильное решение. Они пытаются весь Ставропольский край превратить в промышленный кластер. Только в этом году их проекты были поддержаны на общую сумму более миллиарда рублей. Этот миллиард рублей, естественно, будет разбит на весь период реализации проектов.

Также очень уверенно развивается Псковская область. С приходом нового губернатора Михаила Ведерникова они создали Электротехнический промышленный кластер на базе ведущего электротехнического предприятия России – ЗАО «ЗЭТО». Он для нас является образцом. Они уже смогли получить поддержку на четыре совместных кластерных проекта, два из которых – «Разработка и освоение производства выключателей газонаполненных колонковых и дугогасительных камер» и «Организация производства автоматизированных грузоподъемных и подъемно-транспортных систем». Общая сумма поддержки около полутора миллиардов рублей. Это тоже, наверное, показатель – насколько качественно работает кластер. Каждая «копейка» – новые рабочие места, увеличение налогооблагаемой базы, создание уникальных технологий и производственных мощностей.

Вот, наверно, два таких ярчайших примера на сегодняшний день существуют в Российской Федерации. Конечно, и другие кластеры развиваются не менее успешно. Бизнес очень внимательно наблюдает, есть ли история успеха, насколько стабильно работает механизм. Сейчас около десятка заявок направлено в Минпромторг для получения статуса промышленного кластера. Механизм действительно стимулирует новые инвестиции и кооперационные связи.

Требуется стабильность законодательства

– Во всем этом какова роль вашей Ассоциации?

– Мы, наверное, посредники между бизнесом и государством. Мы – те люди, которые первыми слышат то, что говорит бизнес. Мы первыми пытаемся перевести язык, на котором общается бизнес, на язык, который понятен правительству. Как мне кажется, у нас это получается неплохо. Нет, конечно, пределов совершенству. Тем не менее в документы, с которыми работаем по технопаркам, по особым экономическим зонам и промышленным кластерам, даже за последний год внесено достаточно много изменений, упрощающих ведение предпринимательской деятельности и реализацию новых инвестиционных проектов. Например, постановление правительства РФ от 31.07.2015 г. № 779, которое определяет требования к промышленным кластерам. Мы с экспертным сообществом не единожды готовили правки – все эти поправки (здесь надо отдать должное Минпромторгу России) были учтены и внесены в действующее законодательство. Яркий пример: первоначально уровень кооперации между участниками промышленного кластера составлял 50%. Все наши консультации с бизнесом показали: это слишком высокий уровень кооперации, с точки зрения практики такой кооперации не должно быть, потому что в станкостроении она, может быть, где-то 5%. Мы резко понизили планку. Сначала была 20%, теперь уже до 5% довели для ряда участников кластера.

– Скажите, чего не хватает в вашей сфере деятельности с точки зрения законодательства?

– Для ускорения реализации новых инвестиционных проектов, привлечения в промышленность российских и зарубежных инвестиций важно обеспечить стабильность и предсказуемость действующего законодательства, а также гарантировать неухудшение условий осуществления предпринимательской деятельности в рамках заключенных между государством и бизнесом соглашений. Чтобы экономика России была по-настоящему привлекательна для инвесторов, необходимо создавать прозрачные и понятные для бизнеса условия работы.

Беседовал Константин Фрумкин

Источник