Андрей Шпиленко: «Готовится глобальная «перезагрузка» кластеров»

Директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Андрей Шпиленко ответил изданию Russian Business Guide на вопросы о перспективах развития кластеров в России.

– Андрей Викторович, сегодня тема импортозамещения как никогда актуальна. Какую роль в реализации этой программы играют кластеры?

– Безусловно, на сегодняшний день импортозамещение – ключевая стратегия отечественной экономики. В условиях беспрецедентного санкционного давления промышленность России нуждается в инструментах, позволяющих сохранить стабильность и повысить эффективность. Промышленный кластер на данный момент – самый эффективный механизм по реализации программы импортозамещения.

– Какие инструменты сегодня нужны, чтобы поддержать программу импортозамещения? Отвечают ли эти механизмы сегодняшним новым реалиям?

– Программа импортозамещения в своём первоначальном виде не могла решить все новые вызовы, ответ на которые сегодня требует определённого пересмотра существующей модели импортозамещения в России. Так, президент России Владимир Путин в своей речи на ПМЭФ-2022 озвучил пять главных пунктов, которые с 2023 года станут качественно новыми реалиями реализации кластерной политики. По сути, готовится глобальная «перезагрузка» кластеров. Участникам промышленных кластеров будут предоставлены долгосрочные кредиты со ставкой не более чем 7% на срок до 10 лет, предполагается снижение уровня условно-постоянных налогов и страховых взносов. Промышленные предприятия смогут получить субсидии на закупку готовой продукции на этапе запуска нового производства. Создание комфортного налогового и таможенного режима также входит в план по «перезагрузке», ставится цель – упростить администрирование промышленных предприятий-участников, снизить количество проверок. И что немаловажно: обеспечить гарантированный спрос на инновационную продукцию промышленных кластеров.

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин на международной промышленной выставке «ИННОПРОМ-2022» отметил, что для достижения результатов нужны новые общесистемные инструменты поддержки, в том числе серьёзные стимулы для развития промышленной инфраструктуры и межотраслевой кооперации. По поручению президента скоро правительство представит обновлённую модель промышленных кластеров, в которой компании-участники смогут наладить производство продукции из перечня критического импорта, получат ещё больше преференций. Сейчас идёт процесс по тщательной проработке возможных путей по реализации поручений президента относительно промышленных кластеров в Минпромторге России с учётом всех нюансов и специфики существующей нормативной базы.

– Вы как-то упоминали, что для успешной реализации программы необходимо прекратить хаос и продолжить реализацию кластерной политики. Что именно необходимо делать?

– Безусловно, упорядочивание и систематизация всех программ поддержки кластеров – необходимое условие для достижения высоких показателей промышленности в частности и экономики в целом. Особенно это важно для повышения заинтересованности и мотивированности самих промышленных предприятий. Главным образом бизнесу должны быть максимально понятны предлагаемые государством программы для успешной реализации импортозамещения. Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России провела серьёзную работу по выявлению и сбору возможных предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты с целью достижения целей, поставленных президентом. Мы считаем необходимым пересмотреть ряд статей Налогового кодекса, предоставить участникам кластера на время реализации проекта систему упрощённого налогообложения, как у резидентов ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ и участников проекта «Сколково».

Также видится потребность в изменении Постановления Правительства РФ № 41, а именно в увеличении размера субсидии на возмещение части затрат по совместному проекту до 500 млн рублей, в увеличении доли покрытия до 50% затрат от всего проекта, в возможности получения субсидии на реализацию проекта по освоению конечной продукции и в увеличении субсидирования на НИОКР в размере 100%. Необходимо дополнить Постановление Правительства РФ № 41 проектами, связанными с производством продукции из перечня товаров критического импорта. Ряд правил постановления № 779 также требует пересмотра: так, с точки зрения упрощённого администрирования предлагается упростить требования для аккредитации промышленного кластера. Подобных предложений ещё очень много, все необходимо должным образом сформулировать и взять в работу.

– Исходя из опыта работающих кластеров: каковы основные факторы их успешности?

– Самый важный показатель успешности промышленного кластера – это работа специализированной организации. Регламентация работы и функции СОПК установлены Постановлением Правительства РФ № 779. К сожалению, на наш взгляд, не всегда и не все специализированные организации в полной мере справляются с поставленными задачами, в результате чего может возникнуть ситуация неэффективного управления промышленным кластером, непрохождение аккредитации или упущенная возможность получения меры поддержки в случае невыявления внутрикластерного импортозамещающего проекта. В связи с этим обсуждается возможность наделить полномочиями СОПК региональные фонды развития промышленности. Это позволит в полной мере осуществить координацию и взаимодействие между всеми участникам промышленного кластера, наладить коммуникацию между кластером и региональными органами исполнительной власти, а также реализовать как можно лучше совместные проекты.

– Андрей Викторович, давайте немного поговорим об инфраструктуре. Вы главный специалист по технопаркам и индустриальным паркам в России. Какие сейчас в нашей стране существуют модели технопарков?

– До недавнего времени в Российской Федерации можно было говорить о нескольких моделях развития технопарков. Однако в результате законотворческой работы, проведённой Минпромторгом России, с учётом позиций нашей Ассоциации и делового сообщества, в настоящее время существует одна модель технопарков – промышленный технопарк. Вместе с тем Постановление Правительства РФ по промышленным технопаркам предусматривает дополнительные их подвиды: – агропромышленный технопарк, на территории которого резидентами могут реализовываться проекты, направленные на переработку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; – экотехнопарк, на территории которого резиденты могут осуществлять деятельность по утилизации, обработке и обезвреживанию отходов, вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья при производстве промышленной продукции и выполнении работ. Помимо этого, в ближайшее время на утверждение Правительства Российской Федерации будет представлена новая мера государственной поддержки, направленная на развития нового подвида: промышленный технопарк в сфере электронной промышленности.

– Расскажите, пожалуйста, о том, как Ассоциация способствует развитию правовой базы для всех объектов инфраструктуры технопарков, парков и ОЭЗ в нашей стране.

– В настоящее время в Ассоциацию кластеров, технопарков и ОЭЗ России входят 47 технопарков и 14 особых экономических зон. При разработке, согласовании и утверждении проектов нормативных актов, регулирующих требования, меры государственной поддержки и условия деятельности промышленных технопарков и ОЭЗ, Ассоциация взаимодействует со всеми ключевыми участниками данных процессов – профильными курирующими министерствами (Минпромторг России, Минэкономразвития России), профильными комитетами Государственной Думы, помогая своей экспертизой и привлекая при необходимости лучших практиков, непосредственно работающих в промышленных технопарках и ОЭЗ. Кроме того, Ассоциация является инструментом обратной связи бизнеса, помогая выносить на рассмотрение законодательной и исполнительной власти назревшие вопросы, требующие решения на государственном уровне.

Источник: Russian Business Guide