В Челябинской области запускают уникальное импортозамещающее производство для российских железных дорог

Троицкое предприятие «УралРемМаш» наращивает производственные мощности по выпуску колесных пар для специального подвижного состава железных дорог России. До сих пор на подбивке железнодорожных путей в путеремонтном комплексе работали импортные машины, и южноуральский завод занимался в основном их ремонтом. Теперь же здесь запустят собственное производство, причём исключительно из отечественных комплектующих, многие из которых завод выпускает самостоятельно.

Для скорейшей оптимизации технологических процессов в колесном цехе, где формируются колесные пары, предприятие вступило в национальный проект «Производительность труда». Уже в мае эксперты Регионального центра компетенций начнут внедрять здесь бережливое производство. Чтобы оценить возможности «УралРемМаша» и детально обсудить финансовую и нефинансовую поддержку запланированного инвестпроекта, предприятие посетил министр промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Павел Рыжий.

«Мы одни из немногих в стране, кто занимается не только ремонтом, но и производством колёсных пар со сменой элементов. И речь не про обычные железнодорожные вагонные механизмы – ось и два колеса. У нас стоят мощнейшие редукторы, разработаны серьезные кинематические схемы. Это действительно последнее слово техники в путейском хозяйстве. Причём единственная импортная деталь в нашем изделии – это подшипники. Раньше мы получали их из Австрии, сейчас покупаем в Китае. Заготовки к осям по нашему заказу делает в Чебаркуле «Уральская Кузница», а мы уже затачиваем их под свои нужды на специальных обрабатывающих центрах. Заготовки под колесные диски нам штампует Нижний Тагил, а все остальное мы делаем сами – и шестерни под них точим, и редукторы льем. Благодаря чему стоимость нашей колёсной пары снижается с 4-6 млн рублей, это цена импортного аналога, до 2,5 млн», – рассказывает учредитель и директор ООО «УралРемМаш» Сергей Архипов.

Общая выручка предприятия за 2021 год составила 474 млн рублей, из них 90 млн пришлись именно на производство и ремонт колесных пар. Имеющиеся на данный момент мощности позволяют выпускать до 120 новых единиц техники в год и ремонтировать ещё порядка 300 колёсных пар как российского, так и зарубежного производства. Чтобы увеличить эти объёмы не менее чем на 60%, руководство завода планирует уже в этом году построить в Троицке ещё один цех площадью в 4.500 кв.м. Это позволит также производить ремонт более сложных машин с повышенной энергоёмкостью, для чего потребуется создать дополнительно 50 новых рабочих мест при нынешней численности сотрудников в 150 человек. Кроме того, в ходе инвестпроекта пройдёт масштабное обновление парка оборудования. Современные высокоточные станки будут размещены в новом цехе. Во время визита министра была достигнута договорённость о том, что региональный Фонд развития промышленности возьмёт на себя консультационное сопровождение и поможет заводу получить на эту техническую модернизацию заём в 250 млн рублей по программе федерального ФРП (Группа ВЭБ.РФ) «Комплектующие изделия».

«Поддержка проектов промышленных предприятий области, нацеленных на выпуск импортозамещающей продукции, при реализации которых к тому же создаются десятки новых рабочих мест, – приоритетная задача, поставленная перед Минпромом губернатором Алексеем Текслером. И на примере завода «УралРемМаш» у нас есть отличная возможность отработать комплексный подход к этим процессам. Предприятие уже вошло в нацпроект «Производительность труда», поскольку без роста производительности и оптимизации цехов увеличение объёма выпуска продукции просто невозможно. Помимо сопровождения федерального льготного займа, наш челябинский ФРП также поможет заводу компенсировать часть затрат на уплату процентов по банковским кредитам на пополнение оборотных средств. Это совершенно новая, но уже очень востребованная производителями мера поддержки, которую мы сейчас продвигаем. И четвёртый момент – вступление в промышленный кластер, что откроет предприятию доступ к широкому перечню льгот и преференций», – говорит Павел Рыжий.

Такая всесторонняя господдержка, по мнению руководства предприятия, поможет запустить на производстве программу импортозамещения в кратчайшие сроки, поскольку потребность в колесных парах в стране сейчас крайне велика. В них нуждаются многие промышленные предприятия, но главным потребителем продукции троицкого завода является ОАО «РЖД», предъявляющее очень жёсткие требования к надёжности и безопасности изделий. Поступающие в производство материалы и комплектующие должны иметь необходимые сертификаты качества. Поэтому вся выпускаемая на «УралРемМаш» железнодорожная техника в обязательном порядке проходит обкатку и приемо-сдаточные испытания.