В Челябинске появится импортозамещающее производство подшипников для инновационных ж/д вагонов и грузовых автомобилей

Челябинский кузнечно-прессовый завод (ЧКПЗ) к 2023 году наладит на мощностях своего нового производства выпуск важной импортозамещающей продукции – кассетных подшипников для железнодорожных вагонов с повышенной грузоподъёмностью. До сих пор в России их выпускали всего три предприятия с участием шведской и американских компаний. С их уходом с рынка отечественные вагоностроители столкнулись с дефицитом комплектующих. Производство крайне востребованной продукции на челябинском предприятии позволит закрыть их потребности. До 2027 года ЧКПЗ намерен выпустить около 2,5 млн этих деталей.

«Реализация данного проекта увеличит долю отечественных деталей и узлов в железнодорожном машиностроении и обеспечит отрасли независимость от поставок из-за рубежа. Естественно, правительство области и наше министерство поддерживает локализацию на территории региона столь важного импортозамещающего производства. При этом стоит учитывать, что от качества подшипников зависит движение состава, безопасность грузоперевозок. А ЧКПЗ обладает в этой сфере всеми необходимыми компетенциями. Здесь наработаны навыки, отлажены логистические цепочки по доставке сырья, поэтому начать выпуск качественных подшипников, соответствующих всем требованиям и стандартам, – логичный шаг в развитии предприятия», – уверен министр промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Павел Рыжий.

Подшипники – элемент буксового узла, который устанавливается на колеса во всех пассажирских и грузовых вагонах. Его задача равномерно передавать нагрузку на колёсные пары состава во время движения и обеспечивать стойкость конструкции на высоких скоростях. Выпускать комплектующие для кассетных подшипников грузовых вагонов с нагрузкой на ось 25 тонн на Челябинском кузнечно-прессовом заводе начали ещё в 2017-ом, в прошлом году наладили изготовление основной части подшипника – раскатных внешних и внутренних колец. Запуск нового производства станет завершением третьего этапа этого масштабного проекта.

«В себестоимости подшипника бОльшая часть приходится именно на эти детали. Раньше их закупали в Италии и Корее. Сегодня благодаря нашему заводу около 60% комплектующих такого вида подшипников - отечественного производства. Но есть другие компоненты – ролики, сепаратор, уплотнение, смазка... без них подшипник не собрать. Необходимо организовать в России и их производство. И мы понимаем, как это сделать. Заказ оборудования для нашего нового завода по производству подшипников полного цикла уже идёт», – говорит гендиректор ПАО «ЧКПЗ» Андрей Гартунг.

Объём инвестиций в реализацию проекта составит 1,3 млрд рублей. При этом порядка 1 млрд рублей планируется привлечь за счёт льготного займа Фонда развития промышленности по программе «Комплектующие изделия». Заявка предприятия уже находится на рассмотрении.

«Мы давно сотрудничаем с ЧКПЗ. Это третий заём, который предприятие берёт по различным программам и нашего Фонда, и федеральных коллег. Выпуск внешних и внутренних колец буксовых подшипников был налажен в прошлом году как раз на средства предыдущего займа. Ещё раньше предприятие успешно локализовало производство других комплектующих для подшипников. Поддержать новое производство на Южном Урале лично мне представляется крайне важным, поскольку по цепочке это косвенно поддержит отечественных производителей инновационных ж/д вагонов и положительно скажется на модернизации всего парка подвижного состава. Не менее важно, что даже в сложных условиях наша промышленность не останавливает инновационные проекты, которые позволяют расти и развиваться не только отдельным компаниям, но и всей экономике региона», – считает директор ФРП Челябинской области Сергей Казаков.

Кроме того, ЧКПЗ будет выпускать роликовые подшипники для ступиц колес грузовых автомобилей, автобусов, строительно-дорожной и сельскохозяйственной техники. Параллельно завод реализует еще несколько проектов по выпуску импортозамещающей продукции. В частности, здесь производят компоненты для мостов тяжелых грузовиков, участвуя в проекте автозавода «Урал», а также выпускают осевые агрегаты. В результате, по словам Андрея Гартунга, за пять лет ЧКПЗ может выпустить импортозамещающей продукции на 62 млрд рублей и создать более 500 дополнительных рабочих мест.