Машиностроители Челябинской области назвали нацпроект «Производительность труда» одной из самых эффективных мер господдержки

Из 100 предприятий Челябинской области, на данный момент являющихся участниками национального проекта «Производительность труда», 47 относятся к отрасли машиностроения. Сегодня, когда спрос на их продукцию неуклонно растёт, именно инструменты бережливого производства помогают им наращивать объёмы на прежних мощностях, без дополнительных финансовых инвестиций, за счёт наведения порядка на рабочих местах и выявления скрытых резервов внутри собственных технологических цепочек. Это отметили все без исключения руководители включенных в нацпроект машиностроительных компаний, принявшие участие в пресс-конференции ко Дню машиностроителя (отмечается в последнее воскресенье сентября).

Она прошла в пресс-центре «АиФ-Челябинск» и собрала представителей как профильных органов региональной власти, так и самих предприятий отрасли - АО «НПО «Электромашина», АО «Златмаш», ООО «Челябинский машиностроительный завод», ООО «ТРАКТОР», ООО «Крановые технологии» (ГК GiraFFe) и ООО «РТС». Они обсудили вопросы импортозамещения и производства машиностроительной продукции в новых экономических условиях, проблемы инженерных кадров, поставок комплектующих и другие актуальные темы.

«В машиностроении занято почти 53 тысячи южноуральцев. Они трудятся на полутора тысячах предприятий, так или иначе относящихся к этой отрасли. 50-60 самых крупных компаний реально формируют облик областного машиностроения, многие их них являются брендами, известными далеко за пределами региона. Да, мы видим небольшую просадку в пределах 3% по группе машиностроительных предприятий, но видим и другое. Хорошую динамику и очень перспективные проекты развития автозавода «Урал». УКВЗ, с помощью губернатора Алексея Текслера получивший крупные заказы не только в области, но и по стране, испытывает и запускает в производство новые модели. ГК КОНАР начала выпускать продукцию для судостроения. Нязепетровский крановый завод компании «Жираф» единственный в стране выпускает башенные краны. Мы с коллегами из Минпромторга РФ работаем над тем, чтобы именно их продукцию задействовали в больших федеральных стройках. Поэтому я уверен, что пессимистичные прогнозы о глубоком спаде машиностроительного производства по итогам 2022 года, который дают некоторые аналитики, нас не коснутся», - подчеркнул, открывая пресс-конференцию, министр промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Павел Рыжий.

По его словам, практически половина действующих сейчас мер господдержки и федерального, и регионального уровня, с которыми сейчас работают минпром и Фонд развития промышленности области, адресованы именно машиностроителям. Подробно о них рассказал директор регионального ФРП Сергей Казаков. Он отметил, что в этом году спектр мер поддержки сильно расширился. Традиционные программы льготного заёмного финансирования ФРП, направленные на техперевооружение предприятий и организацию импортозамещающих производств, дополнили новые инструменты невозвратного финансирования – субсидии и гранты.

В частности, по ПП РФ №194 предприятия обрабатывающей отрасли могут компенсировать до 20% затрат, на что из федерального и областного бюджетов выделено 77,5 млн рублей. По постановлению №686 можно возместить до 90% затрат по уплаченным процентам по банковским кредитам на пополнение оборотных средств. Объем финансирования из федерального и областного бюджетов здесь - 154,6 млн рублей. Вкладываться в науку и развитие технологий производителей стимулируют гранты ФРП на возмещение части затрат по проведённым НИОКРам. Но одной из самых востребованных и эффективных, по мнению самих промышленников, мер господдержки остаётся нацпроект «Производительность труда».

«Давайте посмотрим на цифры. Компания «Алсо» оценила ежемесячный экономический эффект от внедрения бережливого производства в рамках нацпроекта более чем в 30 млн рублей. Для небольшой компании это очень ощутимые суммы. Другое предприятие, известный производитель автоприцепов, удвоило обороты. Их мощности не позволяли, даже при наличии спроса на рынке, наращивать объёмы производства. Наши эксперты нашли решение всех поставленных задач. Компания «Нефть-сервис» стала выпускать крайне востребованную сегодня продукцию для нефтегазовой отрасли в 8 раз быстрее, сократив время выпуска с 24 до 3 дней. Завод «Уралавтоприцеп», войдя в нацпроект, увеличил выработку на 19%, а ежемесячную выручку - на 50 млн рублей», - привёл конкретные примеры Сергей Казаков.

О том, чем их предприятиям помогло вступление в нацпроект «Производительность труда» и усовершенствование производственных систем методами бережливого производства, рассказали директор по гражданской продукции АО «Златоустовский машиностроительный завод» Вера Кузнецова и коммерческий директор ООО «Челябинский машиностроительный завод» Константин Волокитин. На «Златмаше», вошедшем в нацпроект одним из первых в области, производительность труда на пилотном потоке по выпуску стационарных электроплит «Мечта» выросла на 35%. Создав проектный офис и уже самостоятельно перенеся полученный опыт на другие производственные участки, завод увеличил выпуск и ряда другой бытовой продукции гражданского назначения - радиаторов «Термал», профилей по индивидуальным чертежам заказчика – и приступил к разработке новых моделей электроплит. Довольны итогами участия в нацпроекте и на «Челябинском машзаводе».

«Мы выпускаем спецтехнику на базе шасси МАЗ, ГАЗ, УРАЛ - более 120 единиц в месяц. В этом году, после вступления в нацпроект, предприятие показало лучшие результаты за всю историю работы с 2011 года. Апрель и август стали для нас рекордными. Объёмы производства выросли на 13%. Мы и раньше пробовали внедрять бережливое производство своими силами, нанимали тренеров, но, пока к нам не пришли эксперты РЦК, таких успехов не было. Сейчас мы оцениваем рост производительности труда и количества выпускаемой продукции порядка 25%», - сообщил Константин Волокитин.

Директор по стратегическому и инновационному развитию АО «НПО» Электромашина» Леонид Зелепухин отметил, что среди машиностроительных предприятий Челябинской области сложилась сильная внутриобластная кооперация. Так, на самой «Электромашине» наблюдается существенный рост объёмов производства в сегменте гражданской продукции. Двигатели компании поставляются как УКВЗ, так и другим вагоностроительным заводам России: на следующий год уже законтрактовано около 400 единиц.

«И в этом большая роль регионального правительства, в первую очередь, минпрома и ФРП. Они очень заинтересованы, доводят всю информацию о новых мерах господдержки и помогают ими воспользоваться. Могу по себе сказать, что у нас в области этот колоссальный инструмент действительно работает. Программы, которыми мы сами воспользовались, стимулируют выводить новые продукты на новые рынки. Такой масштабной поддержки, какую получает на региональном уровне промышленность Южного Урала, такой мощной коллаборации бизнеса и власти, по-моему, нет больше нигде в России», - подчеркнул он.