ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ (ОЭЗ)


ТЕРМИНОЛОГИЯ

Особая экономическая зона 

Часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны

Управляющая компания 

Открытое акционерное общество, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и сто процентов акций которого принадлежит российской федерации, или хозяйственное общество, которое создано с участием такого открытого акционерного общества в указанных целях, либо иное хозяйственное общество, которое заключило с уполномоченным правительством российской федерации федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении особой экономической зоной

Резидент особой экономической зоны 

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны

Резидент портовой особой экономической зоны 

Коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом

Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны

Коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных законом

Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны 

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности либо соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных законом.

Резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны 

Индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом.

КРИТЕРИИ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

  • Наличие естественных экономико-географических конкурентных преимуществ для реализации инвестиционных проектов, соответствующих специализации предполагаемой к созданию особой экономической зоны.
  • Прогнозная положительная динамика (включая обоснование) роста объемов дополнительных доходов, поступающих в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны, а также в местный бюджет в связи с созданием и функционированием особой экономической зоны.
  • Значение инвестиционного мультипликатора, рассчитанного как отношение планируемого объема инвестиций резидентов особой экономической зоны на конец 10-го года реализации проекта к размеру необходимых для создания инфраструктуры особой экономической зоны средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, должно составлять не менее 5.
  • Наличие инвестиционного проекта или инвестиционных проектов (включая их финансово-экономические показатели) и потенциального инвестора или потенциальных инвесторов, подтвердивших в письменной форме (с приложением документов, подтверждающих наличие собственных средств, и (или) средств учредителей (участников), и (или) средств соинвесторов для реализации инвестиционного проекта или инвестиционных проектов, и (или) документального подтверждения со стороны кредитной организации о готовности предоставить финансирование для реализации инвестиционного проекта или инвестиционных проектов) готовность реализовать проект (проекты) на территории предполагаемой к созданию особой экономической зоны, с объемом запланированных инвестиций накопленным итогом за 3 года со дня создания особой экономической зоны не менее планируемого объема необходимых для создания ее инфраструктуры средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. В случае если объем запланированных инвестиций накопленным итогом на конец 10-го года составляет от 8 до 20 млрд. рублей, то необходимо наличие не менее 5 таких инвестиционных проектов. В случае если объем запланированных инвестиций накопленным итогом на конец 10-го года составляет свыше 20 млрд. рублей, то необходимо наличие не менее одного инвестиционного проекта.

В мировой практике особые экономические зоны представляют собой часть обособленной территории с особым преференциальным режимом для осуществления предпринимательской деятельности, включая налоговые, таможенные, финансовые, торговые и административные льготы.

В настоящее время более 5000 ОЭЗ функционирует в более чем 130 государствах мира. Столь большое количество ОЭЗ объясняется важностью решаемых задач: ОЭЗ служат важным инструментом развития территорий и целых отраслей. Многие страны успешно используют инструмент ОЭЗ для достижения приоритетных целей, в том числе диверсификации экономики, развития экспорта, привлечения прямых иностранных инвестиций.

Деятельность ОЭЗ в России регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Закон № 116-ФЗ).

Особые экономические зоны в России являются масштабным федеральным проектом, направленным на развитие экономики регионов, привлечение прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности и локализацию иностранных производств в условиях обеспечения бизнеса абсолютно новой и современной инфраструктурой. ОЭЗ создаются на 49 лет. Решение об их создании оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Преимуществом ведения бизнеса в ОЭЗ является снижение издержек инвесторов при реализации проектов в среднем на 30%. Конкурентным преимуществом ОЭЗ является особый правовой статус (статус резидента ОЭЗ), позволяющий инвесторам воспользоваться налоговыми, таможенными и социальными преференциями, а также осуществлять строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры с привлечением средств федерального и региональных бюджетов. Резиденты ОЭЗ имеют возможность льготной аренды и выкупа земельных участков. Снижение издержек резидентов позволяет ускорить реализацию инвестиционных проектов по созданию новой промышленной, высокотехнологичной продукции.

В зависимости от назначения выделяют ОЭЗ следующих типов:

– промышленно-производственные экономические зоны (ОЭЗ ППТ);

– технико-внедренческие особые экономические зоны (ОЭЗ ТВТ);

– туристско-рекреационные особые экономические зоны (ОЭЗ ТРТ);

– портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ).

С 2017 года в целях упрощения поиска информации об отечественных инвестиционных площадках Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России совместно с Минэкономразвития России ежегодно выпускает Бизнес-навигатор «Особые экономические зоны России». Электронная версия данного издания была размещена на 56 официальных Интернет-сайтах торговых представительств России за рубежом, сайтах представительств Торгово-промышленной палаты России за рубежом, на официальных сайтах федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также институтов развития. Учитывая положительные отзывы инвесторов и управляющих компаний ОЭЗ, решено на ежегодной основе подготавливать издание «Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России» на русском и английском языках. Ознакомиться с изданием можно в разделе «Аналитические материалы».


♦ Разработать документацию для создания и развития ОЭЗ

♦ Разработать ПСД для создания ОЭЗ