ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ (ОЭЗ)

Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России являются одним из масштабных федеральных проектов, направленных на развитие экономики регионов страны путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.

В Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ 4-х типов:

- ОЭЗ промышленно-производственного типа;

- ОЭЗ технико-внедренческого типа;

- ОЭЗ туристско-рекреационного типа;

- ОЭЗ портового типа.

 

ТЕРМИНОЛОГИЯ (В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 22 ИЮЛЯ 2005 Г. №116-ФЗ «ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»)

 

Особая экономическая зона 

Часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Управляющая компания 

Хозяйственное общество, которое заключило с Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований соглашение о создании особой экономической зоны и об управлении особой экономической зоной и которое соответствует требованиям, предусмотренных законом.

Резидент особой экономической зоны 

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны

Резидент портовой особой экономической зоны 

Коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом

Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), или на территории города федерального значения, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими з онами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности и (или) деятельности по логистике, либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом.

Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны 

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности либо соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных законом.

Резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны 

Индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом.

 

МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

В мировой практике особые экономические зоны представляют собой часть обособленной территории с особым преференциальным режимом для осуществления предпринимательской деятельности, включая налоговые, таможенные, финансовые, торговые и административные льготы.

В настоящее время более 5000 ОЭЗ функционирует в более чем 130 государствах мира. Столь большое количество ОЭЗ объясняется важностью решаемых задач: ОЭЗ служат важным инструментом развития территорий и целых отраслей. Многие страны успешно используют инструмент ОЭЗ для достижения приоритетных целей, в том числе диверсификации экономики, развития экспорта, привлечения прямых иностранных инвестиций.

 

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ

Деятельность ОЭЗ в России регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Закон № 116-ФЗ).

Особые экономические зоны в России являются масштабным федеральным проектом, направленным на развитие экономики регионов, привлечение прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности и локализацию иностранных производств в условиях обеспечения бизнеса абсолютно новой и современной инфраструктурой. ОЭЗ создаются на 49 лет. Решение об их создании оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Преимуществом ведения бизнеса в ОЭЗ является снижение издержек инвесторов при реализации проектов в среднем на 30%. Конкурентным преимуществом ОЭЗ является особый правовой статус (статус резидента ОЭЗ), позволяющий инвесторам воспользоваться налоговыми, таможенными и социальными преференциями, а также осуществлять строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры с привлечением средств федерального и региональных бюджетов. Резиденты ОЭЗ имеют возможность льготной аренды и выкупа земельных участков. Снижение издержек резидентов позволяет ускорить реализацию инвестиционных проектов по созданию новой промышленной, высокотехнологичной продукции.

 

БИЗНЕС-НАВИГАТОР «ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ»

С 2017 года в целях упрощения поиска информации об отечественных инвестиционных площадках Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России совместно с Минэкономразвития России ежегодно выпускает Бизнес-навигатор «Особые экономические зоны России», включающий Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности особых экономических зон России, целью которого является определение наиболее инвестиционно привлекательной ОЭЗ, обеспечивающей инвестору наилучшие условия для реализации проекта в кратчайшие сроки и с наименьшими издержками и приверженной принципам ответственного инвестирования (Целям устойчивого развития).

Результаты рейтингов прошлых лет (2017-2024 гг.) представлены российским и зарубежным инвесторам, финансово-кредитным организациям, инвестиционным фондам, ведущим институтам развития, федеральным органам исполнительной власти, региональным органам исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации, экспертному сообществу, а также размещены на официальных Интернет-сайтах торговых представительств России за рубежом, сайтах представительств Торгово-промышленной палаты Российской Федерации за рубежом, официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и институтов развития.

Электронная версия данного издания на ежегодной основе готовится на русском и английском языках. Ознакомиться с изданием можно в разделе «Аналитические материалы».



♦ Разработать документацию для создания и развития ОЭЗ

♦ Разработать ПСД для создания ОЭЗ

 


Авторизация

Восстановить пароль