IV Национальный рейтинг особых экономических зон России

Ассоциация кластеров и технопарков России совместно с Минэкономразвития России подвела итоги IV Национального рейтинга особых экономических зон России. В 2020 году в рейтинг вошло 16 особых экономических зон (ОЭЗ) из 13-ти регионов России. Эксперты оценили инвестиционную привлекательность приоритетных экономических территорий.  

Особые экономические зоны сегодня – это территории России с особым режимом предпринимательской деятельности (в том числе с процедурой свободной таможенной зоны), которые определяет Правительство РФ.  На территориях особых экономических зон развернуты производства около 800 резидентов, которые предоставляют более 42 тысяч рабочих мест специалистам различных отраслей. Общий объем вложенных частных инвестиций резидентов составляет порядка 447 млрд. рублей. 146 резидентов с иностранным капиталом (из 41 страны) вложили в развитие собственных производств на территории ОЭЗ более 243 млрд. рублей.

«Сегодня в стране работают 33 особые экономические зоны, еще по 3 зонам принято решение о создании. Восемьсот резидентов из более чем 40 стран с общим инвестиционным портфелем в 1 трлн рублей уже оценили преимущества этого механизма. Для инвесторов такие площадки означают административное сопровождение и возможность снизить затраты до 30% при реализации инвестиционных проектов», – подчеркнул министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.   

«Особые экономические зоны остаются одним из самых эффективных и комплексных инструментов реализации государственной инвестиционной политики. ОЭЗ способствуют привлечению прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики России, созданию новых рабочих мест, и, как следствие, ускоренному социально-экономическому развитию регионов России. О высокой востребованности данных площадок свидетельствует резкое увеличение заявок от регионов России на их создание. С 2020 года регионы России и управляющие компании ОЭЗ получили возможность возмещать понесенные расходы на создание, реконструкцию, модернизацию зданий и помещений, коммунальной и транспортной инфраструктуры, приобретение оборудования для объектов технологической инфраструктуры, уплату основного долга и процентов по кредитам в объёме налогов, акцизов и таможенных пошлин, уплаченных резидентами ОЭЗ в федеральный̆ бюджет. Создание механизма государственной поддержки инфраструктурного развития ОЭЗ немаловажно, поскольку именно инфраструктурная составляющая ОЭЗ определяет инвестиционную их привлекательность, возможность обеспечить резидентов необходимыми условиями для реализации инвестиционных проектов», – отметил директор Ассоциации кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко.  

По условиям IV Национального рейтинга, особые экономические зоны оценивались отдельно в зависимости от типа: технико-внедренческие, промышленно-производственные и портовые. Методика рейтинга построена на основе 30 показателей, объединенных в 6 групп: инвестиционная привлекательность региона России; благоприятные условия для предпринимательской деятельности в ОЭЗ; обеспеченность ОЭЗ инфраструктурой; земельные ресурсы (и объекты капитального строительства); инвестиционная (и инновационная) активность резидентов ОЭЗ; информационная открытость интернет-сайта ОЭЗ. По итогам оценки инвестиционной привлекательности ОЭЗ распределяются на 3 группы: высокая инвестиционная привлекательность, достаточная инвестиционная привлекательность, умеренно инвестиционная привлекательность. 

Особенностью проведения IV Национального рейтинга стало проведение серии экспериментов по оценке оперативности реагирования и полноте ответов на запросы потенциальных инвесторов по официальным контактам (телефонный звонок англоязычного потенциального инвестора, письменный запрос англоязычного потенциального инвестора, письменный запрос российской организации малого бизнеса). Несмотря на изменение специфики рейтинга, можно выделить особые экономические зоны, которые стабильно занимают лидирующие позиции: «Алабуга», «Липецк», «Дубна», «Технополис «Москва», «Санкт-Петербург». Их эффективность обусловлена, в том числе, высоким уровнем клиентоориентированности, налаженной коммуникацией с органами исполнительной власти и информационной открытостью. 

Аналитическая информация, собранная на страницах бизнес-навигатора, будет актуальная для российских и зарубежных инвесторов, отечественных федеральных корпораций, регионального бизнеса, финансово-кредитных организаций, инвестиционных фондов, институтов развития, федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Ассоциация кластеров и технопарков России с 2017 года является партнером Минэкономразвития России в подготовке ежегодного обзора и Национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России. Обзор в русско- и англоязычной версиях выходит в формате делового издания «Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России», которое распространяется на официальных сайтах государственных органов власти, торговых представительств России за рубежом, Торгово-промышленной палаты России и ее зарубежных представительств и других организаций.

РЕЗУЛЬТАТЫ IV НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЙТИНГА ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ

НАИМЕНОВАНИЕ ОЭЗ

РЕГИОН

Результаты рейтинга ОЭЗ технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ)

1 группа: Высокая инвестиционная привлекательность ОЭЗ

ОЭЗ ТВТ «Дубна»

Московская область

ОЭЗ ТВТ «Технополис «Москва»

г.Москва

ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург»

г.Санкт-Петербург

ОЭЗ ТВТ «Иннополис»

Республика Татарстан

2 группа: Достаточно привлекательные с инвестиционной точки зрения ОЭЗ

ОЭЗ ТВТ «Исток»

Московская область

3 группа: Умеренная инвестиционная привлекательность (ОЭЗ, находящиеся на стадии развития или требующие улучшения)

ОЭЗ ТВТ «Томск»

Томская область

Результаты рейтинга ОЭЗ промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) и портовых ОЭЗ (ПОЭЗ)

1 группа: Высокая инвестиционная привлекательность ОЭЗ

ОЭЗ ППТ «Алабуга»

Республика Татарстан

ОЭЗ ППТ «Липецк»

Липецкая область

ОЭЗ ППТ «Тольятти»

Самарская область

ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат»

Московская область

2 группа: Достаточно привлекательные с инвестиционной точки зрения ОЭЗ

ОЭЗ ППТ «Титановая долина»

Свердловская область

ОЭЗ ППТ «Моглино»

Псковская область

3 группа: Умеренная инвестиционная привлекательность (ОЭЗ, находящиеся на стадии развития или требующие улучшения)

ОЭЗ ППТ «Калуга»

Калужская область

ПОЭЗ «Ульяновск»

Ульяновская область

ОЭЗ ППТ «Узловая»

Тульская область

ОЭЗ ППТ «Лотос»

Астраханская область