РБК + / Индустриальная эволюция

Рост российской экономики недостаточен для того, чтобы обеспечить ресурсами создание новой промышленности. На какие инструменты реиндустриализации рассчитывает правительство?
По оценке Минэкономразвития, за январь—март российская экономика выросла на 0,5% в годовом выражении. Это минимальный показатель с четвертого квартала 2017 года. Замедлился в первом квартале и прирост инвестиций в основной капитал — до 0,5% после 2,9-процентного роста в четвертом квартале 2018-го. Вытянула экономику промышленность, хотя и 2,8% за первые четыре месяца (в апреле темпы роста ускорились до 1,6%) вряд ли можно считать успехом.

Министр экономического развития Максим Орешкин пояснил, выступая на коллегии ведомства в конце мая, что текущее замедление не носит системного характера, а отклонение от трендов вызвано разовыми факторами. «Причины понятны, главная из них — слабость конечного спроса на фоне синхронного ужесточения налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. У нас произошло повышение НДС при отложенных бюджетных расходах, и это все совпало с повышением ключевой ставки Банка России», — сказал он.

Максим Орешкин также напомнил, что экономический рост продолжается 12 кварталов подряд и в 2018 году достиг 2,3%. В то же время, по его словам, «очевидно, что модель экономического роста, которая может обеспечить показатель на уровне 3% в год и выше, пока еще окончательно не сформирована». Ключевая задача — повышение уровня инвестиционной активности и качества инвестиций. Два года подряд темпы роста инвестиций превышают 4%, но этого все равно недостаточно, признал министр.

Общая цель, которую ставит перед собой правительство, — довести к концу 2024 года уровень инвестиций до 25% ВВП против прошлогодних 21,5%. Инвестиционный поток необходим для роста производительности и достижения национальной цели по вхождению в пятерку крупнейших экономик мира.

Производительность в «цифре» 

Переходу промышленности на стандарты «Индустрии 4.0» должен способствовать нацпроект «Цифровая экономика» стоимостью 1,8 трлн руб. Он включает в себя шесть федеральных проектов и девять сквозных цифровых технологий, на основании которых планируется проводить модернизацию экономики.

Выделены следующие технологические направления: big data, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра (блокчейн), квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, робототехника и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR).

По словам главы Счетной палаты России Алексея Кудрина, сегодня Россия по показателю производительности труда отстает на несколько десятилетий от стран «Большой семерки». В нашей стране выработка на одного работающего составляет около $23 в час, а в США примерно в три раза больше. «Мы пока находимся где-то на уровне 1980-х годов стран «Большой семерки», — говорил он, выступая на Санкт-Петербургском международном форуме труда в прошлом году.

Правительство, чтобы стимулировать производительность, утвердило специальный нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» (52 млрд руб.), но Алексей Кудрин полагает, что этот «нацпроект пока не произведет революцию» и «надо больше уделять внимание системным мерам, а не только отобранным и отфильтрованным предприятиям». Он считает, что рост производительности могут обеспечить снижение доли госсектора, повышение роли регионов и развитие агломераций, «которые растут и дают больший ресурс, чем отдельные города». Кроме того, должна существенно вырасти доля компаний, осуществляющих технологические инновации, которая сейчас составляет всего 7,5–8%.

В свою очередь, Максим Орешкин говорит, что нацпроект по производительности «демонстрирует возможность только за счет управленческих решений добиваться повышения производительности труда больше чем на 10% уже в первый год». В то же время он признает, что основными факторами роста производительности труда являются инвестиции и внедрение новых технологий.

Пока по сквозным технологиям цифровой экономики разрабатываются «дорожные карты», власти уже начали выдавать предприятиям специализированные кредиты «на цифровизацию» через Фонд развития промышленности. Взять можно от 20 млн до 500 млн руб. на срок до пяти лет под 1–5% годовых. Условием кредита является рост выработки на одного сотрудника не менее 5% начиная со второго года после получения займа.

Зоны роста 

Локомотивами привлечения инвестиций становятся особые экономические зоны (ОЭЗ), индустриальные и технопарки, территории опережающего развития (ТОР). В Минэкономразвития РБК+ пояснили, что «создание каждой ОЭЗ сопровождается приходом инвесторов, ростом количества инвестиций, выручки, рабочих мест, налогов». Сейчас в России функционируют 26 ОЭЗ, в которых успешно работают 750 резидентов из 38 стран мира, создавших более 32 тыс. рабочих мест; заявлено более 890 млрд руб. инвестиций, из которых фактически реализовано более 340 млрд руб.

«И этих результатов мы достигли с учетом зарубежных санкций, которые, безусловно, являются сдерживающим фактором при принятии зарубежным инвестором решения реализовывать свой проект в России», — подчеркивают в Минэкономразвития.

Кроме того, только в моногородах уже создано 86 ТОР, в которые привлечены 355 резидентов, создано около 14 тыс. новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих организаций, инвестировано более 25 млрд руб., а объем выручки составил уже 73 млрд руб.

Директор Ассоциации кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко считает, что развитые и инфраструктурно обеспеченные площадки, такие как ОЭЗ, — это один из драйверов формирования экономики нового поколения и наиболее успешных инструментов для привлечения инвестиций в Российскую Федерацию.

Конкурентным преимуществом ОЭЗ для инвесторов является снижение их начальных издержек до 30% от сумм капитальных вложений за счет налоговых, таможенных и социальных льгот, а также строительства за счет средств федерального и регионального бюджетов объектов общей инженерной и транспортной инфраструктуры, поясняют в ассоциации.

Правда, не все эксперты столь оптимистичны.

«Думаю, что льготы не являются основными драйверами роста. Экономика находится в длительной стагнации, при этом бюджетная и денежная политика крайне жесткие, а региональные бюджеты все в долгах. В таких условиях ожидать, что заработают отдельные оазисы, неправомерно», — считает Алексей Ведев, директор Центра структурных исследований РАНХиГС, экс-замминистра экономического развития.

Директор Института стратегического анализа Игорь Николаев соглашается, что ОЭЗ не могут стать настоящими локомотивами роста, если в целом экономика страны остается недостаточно инвестиционно привлекательной: налоговая нагрузка растет, административные барьеры сохраняются, неопределенность экономической ситуации остается на высоком уровне, санкционное противостояние усиливается. «Условно говоря, вся территория страны должна стать одной ОЭЗ. Только в этом случае мы можем получить желаемый результат», — подчеркивает эксперт.

Согласно консенсус-прогнозу института «Центр развития» НИУ ВШЭ, в этом году экономический рост составит 1,3%, что соответствует ожиданиям Минэкономразвития. В министерстве ждут ускорения роста до 2% в 2020 году и 3,1% — в 2021-м. 

Автор: Петр Орехин.

Источник